О некоторых принципах и правилах в рамках водных отношений в центральной азии
Сегодня модно говорить о воде и ее роли в судьбе человечества в недалеком будущем. «Вода будет дороже нефти», - вот один из основных футурологических конструктов, который предлагается экспертами и учеными на многочисленных глобальных и региональных форумах и симпозиумах, в постоянно тиражируемых ими публикациях и выступлениях на протяжении последних как минимум лет тридцати.
Но политологическая мода не породила, к сожалению, серьезных, продуманных проектов и рекомендаций на тему «что и как делать». Следует напомнить и признать, что уже к сегодняшнему дню, как было сказано, обнародованы весьма солидные опусы, в которых отчаянные алармистские прогнозы занимают центральное место. В этом контексте Центральная Азия не является исключением.
Для Кыргызстана проблема воды имеет два понятных всем аспекта обсуждений и действий – внутренний и внешний. Внутренний требует более внятного осмысления значения воды для страны, прежде всего, исходя из того посыла, что подземные, водоемные и ледниковые воды – это мощный ресурс для полноценного развития практически всех важнейших отраслей экономики Кыргызстана, в числе коих можно упомянуть сельское хозяйство, энергетику, здравоохранение, экологию и т.д.
Совершенно очевидно, что горы и вода являются той природной средой обитания людей нашей страны, но, с другой стороны, они же являются естественными основой и ресурсами обеспечения благополучия народа при правильном и разумном их использовании. Скажу больше, с моей точки зрения, именно горы и вода должны стать богоданным фундаментом формирования философии бытия кыргызов, которая требует абсолютно нового взгляда на эти субстанции в эпоху независимого развития. Было бы, наверное, правильным, например, улучшить среду обитания человека в горных условиях с помощью воды.
В конце концов, вода – это национальная ценностная емкость и ценностный ориентир.
Внешний фактор выстраивается в контексте полноценного осмысления того, что вода – это природно-географическое преимущество Кыргызстана и это должно быть понятно всем, в том числе и нашим соседям, точно также как и наличие углеводородов и иных минералов являются преференциями других стран, безотносительно к применению понятий возобновляемости и невозобновляемости ресурсов.
Но, с другой стороны, проблема воды имеет отношение к такой непростой формуле как конструирование отношений с соседями и в целом международной сетки сотрудничества в регионе. Пока в рамках водно-энергетических отношений между государствами Центральной Азии мы наблюдаем лишь взаимные претензии, сопровождаемые жесткими позициями «верхних» и «нижних» государств, и некоторые непринципиальные сезонные договоренности, которые к тому же не всегда и ни во всем исполняются.
Правда, центральноазиатские страны не одиноки в позиционировании столь пугающего людей водного противостояния. Ближний Восток, Средний Восток, Юго-Восточная Азия и т.д., во всех этих регионах существует водное противоборство. Обратите внимание, что эти проблемы, в основном, возникают там, где государства экономически несостоятельны либо в этих странах отсутствует развитие. Да и международно-правовая статусность и легитимность использования воды требует, конечно, более четкой, мягко говоря, определенности.
Пора нам всем в Центральной Азии задуматься над тем, как и почему возбуждаются в наших странах такие непродуманные подходы к решению водных проблем.
Убежден, что нам, людям в Центральной Азии, пора садиться за «круглый стол» и, объявив, условно говоря, «водяное перемирие», начать выработку основных принципов, правил, процедур, условий и результирующих констант по использованию воды в интересах всего региона. Почему? Да, потому, что любое, даже самое незначительное движение в сторону многостороннего регионального соприкосновения, не говоря уже о воде, должно иметь соответствующие признаки и параметры цивилизованного международного сотрудничества. И вообще, как это понятно всем, формирование пространства международного сотрудничества и межгосударственных отношений в Центральной Азии – это требование и императив сегодняшнего дня.
Очевидно, что в числе основополагающих принципов водных отношений должны стать принципы международного права, в том числе равенства, сотрудничества и справедливости, поддерживающим и движущим их механизмом должен стать гибкий, но конструктивный компромисс на основе всеобъемлющего учета интересов каждой из сторон.
При этом все участники переговорного процесса должны помнить о том, что общерегиональный интерес, который является ценностью многомерной для всех стран Центральной Азии, и который может проявить свою другую ипостась, могущей быть и совпадающей, и противоположной платформой, а иногда и той и другой в рамках работы над формулированием принципов.
Речь идет не только об общих принципах. Но важны и специфические принципы, которые, с одной стороны, дополняют общеизвестные, в том числе международные, а, с другой стороны, являются самостоятельными, с точки зрения географической привязанности, региональных норм, регулирующими водные отношения.
В этой связи я полагаю возможным изучить и взять на вооружение п р и н ц и п м е ж о т р а с л е в о г о б а л а н с а и н т е р е с о в. Речь идет о том, что договоренности по водным вопросам должны быть неразрывны и совместимы с договоренностями сторон по транспортно-коммуникационнным и энергетическим проблемам. В то же время очевидно в данном случае то, что водные, энергетические и транспортные вопросы регулируются не совпадающими ни по форме, ни по содержанию международными и межгосударственными договоренностями. Но, с другой стороны, понятно то, что, например, для Кыргызстана эти отрасли экономики являются взаимопроникающими и взаимосвязанными. Поэтому, с нашей точки зрения, одно неотделимо от другого.
Если посмотреть на карту Центральной Азии, то речные нити Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи как бы двумя клещами охватывают практически весь регион. Нет страны, по территории которой не протекала бы одна из упомянутых рек. Эта ситуация делает все страны взаимосвязанными. Сезонность и объем попусков воды, изменения русла либо строительство каких-то каналов и водохранилищ меняет естественную картину бассейна рек и серьезным образом влияет на климат, состояние водного баланса, ледников, опустынивание и много другое. Поэтому п р и н ц и п к о м п е н с а ц и и чрезвычайно необходим для сохранения водно-экологического баланса. Предвидя серьезные возражения, выскажу одно соображение о том, что компенсаторный фактор важен для всех стран региона. В частности, накопление воды для удовлетворения потребностей стран «нижнего течения» вынуждает государства «верхнего течения» идти на определенные прямые и косвенные затраты, которые должны быть компенсированы общими усилиями и средствами всех стран, а не только «верхних». Например, внимание всех участников «водного процесса» должно быть обращено на то, что водные ресурсы региона – это не только трансграничные реки, но большое количество ледников, рек, естественных водоемов и подводных ресурсов, которые должны быть сохранены для всех стран региона. Но, как известно, проблема исчезновения ледников является задачей и соответствующими финансовыми и материальными затратами «верхних» государств. Крамольны ли мысли о необходимости участия всех стран Центральной Азии в этом процессе?
Очевидно и понятно то, что необходимые потребности «верхних» и «нижних» должны быть закрыты справедливо поделенными всеми ресурсами всего региона.
Разумеется, этот подход требует серьезного и тщательного изучения и, в случае предварительных договоренностей и комплексной доработки.
Полагаю, что наступило время для формирования всеобъемлющей нормативно-правовой базы в целях использования горных систем, как наиболее уязвимой для человека среды обитания. В этом контексте было бы целесообразно политикам, юристам и иным специалистам и экспертам всего региона Центральной Азии подумать о разработке и адаптации Международного Горного права, в котором были бы отрегулированы основные положения и инструменты о трансграничных водных ресурсах в географической связке «горы-долины». Точно также как в Аральском комитете участвуют все страны региона.
Все страны региона должны четко и недвусмысленно придерживаться соответствующих принципов «водного» партнерства, но и определенных правил и процедур.
В частности, речь о важном п р а в и л е «и з б е г а т ь в о з н и к н о в е н и я к о н ф л и к т о в». Превентивные действия стран региона должны предупреждать возможность проявления так называемых «сгустков напряженности». А для этого, как мне представляется, необходимо было бы открыть постоянно действующий «круглый стол», диалоговую площадку или что-то подобное, который должен заседать не менее одного раза в квартал с целью предупреждения проблем, и участниками которого могли бы стать представители правительств, общественных организаций и др. В целом требуется усилиями всех стран центральноазиатского региона сконструировать протяженный по времени и диалектике, плотный по юридической, политической и иной содержательной наполненности и гибкий, динамичный по набору механизмов коридор сотрудничества.
Применение правила «избегать возникновения конфликтов» требует действия другого п р а в и л а «н е н а в р е д и с о с е д у». Транспарентность предусматриваемых акций, как, например строительство различных гидротехнических сооружений, изменения русла рек, неблагоприятные погодные явления, проведение военных учений, перемещение войсковых соединений и т.п. должно согласовано, во всяком случае, информация о такого рода действиях должно стать достоянием соответствующих служб соседних государств.
С другой стороны, в развитии некоей ситуации необходимо применение п р а в и л а «п е р е г о в о р ы п р е ж д е в с е г о». Такое правило обоснованно и оправдано во всех смыслах.
Речь понятным образом идет не только об официальных внешнеполитических или иных правительственных органах, но и об общественных организациях и общественной дипломатии. Однако, к сожалению, очевидно и другое: общественная дипломатия, как и дипломатия официальная, имеет определенные ограничения, правда границы той и другой очерчиваются по-разному. Поэтому комплексное применение возможных вариантов имеет, разумеется, рациональный характер.
Понятно, что таких принципов, правил, процедур может, конечно, больше того, что упомянуто в данном опусе. Нужна серьезная совместная работа по формированию цивилизованного международного пространства в Центральной Азии.